Артем Шитов ([info]artemshitov) wrote,
@ 2009-04-28 21:14:00
Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend  Next Entry
Склонение существительных после дробных чисел
После десятичных дробей числительные пишутся в родительном падеже и единственном числе.

Неправильно:
2,8 миллионов рублей
14,32 литров воды
5,5 метров чего угодно

Правильно:
2,8 миллиона рублей
14,32 литра воды
5,5 метра чего угодно

Ошибка часто встречается, потому что в разговоре обычно говорят: «Два и восемь миллионов». Дробь же на самом деле читается так: «Две целых, восемь десятых». Вот эти восемь десятых и управляют числом следующего за ними существительного: правильные дроби меньше единицы.

Особо обращаю внимание на последний пример: не пять с половиной метров, а пять целых, пять десятых метра.



(11 comments) - (Post a new comment)


[info]ilyabirman
2009-04-28 05:26 pm UTC (link)
Я не уверен, что ты прав.

(Reply to this) (Thread)


[info]artemshitov
2009-04-28 05:29 pm UTC (link)
Честно скажу, к справочникам не обращался. Меня этому правилу научила очень грамотная и опытная женщина-корректор в журнале, где я работал. Мне оно видится вполне обоснованным.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]ilyabirman
2009-04-28 05:34 pm UTC (link)
Естесвенно, если ты произносишь «5 целых 5 десятых», то после этого надо сказать «метра» — в этом у меня сомнений нет. Просто, когда написано «5,5» я это прочитаю вслух как «5 с половиной» (так проще), поэтому «метра» после этого будет выглядеть странно.

Я думаю, что формально все твоих рассуждения верны, но на практике лучше выбирать между «пять целых пять десятых метра» (кстати, почему ты поставил запятую?) и «5,5 м»

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]artemshitov
2009-04-28 05:48 pm UTC (link)
Раз уж на то пошло, поискал по запросу «десятых» на «Грамоте», в данном случае подходящий источник.

Вот что пишут:

—Здравствуйте. Подскажите пожалуйста, как правильно написать, например, следующее:
97,5 рублЕЙ или рублЯ?
— В этом случае существительным управляет дробь: 97,5 рубля. Но прочитать можно: девяносто семь и пять десятых рубля и девяносто семь с половиной рублей, а самый употребительный: девяносто семь рублей пятьдесят копеек.



То есть, писать рекомендуют нормативно, а уж как читать — дело сугубо личное.

Запятую я поставил интуитивно вместо союза «и». По уму, надо бы ставить союз.

(Reply to this) (Parent)


[info]artemshitov
2009-04-28 05:51 pm UTC (link)
Ну то есть:
две целых части, пять десятых части.

(Reply to this) (Parent)


[info]tanyacherkiz
2009-04-28 06:19 pm UTC (link)
Вот у меня под боком сидит учитель русского языка самой наивысшей степени (какие у них там есть, я не знаю) и говорит, что Илья чего-то мудрит, а ты прав.

(Reply to this)


[info]zzmei
2009-04-28 08:00 pm UTC (link)
Мне кажется, раз уж ты пишешь «правильно/неправильно», то еще и красным неправильное зачеркивать — избыточно.
Понятности от этого не прибавляется, а прочесть — сложнее.

(Reply to this) (Thread)


[info]artemshitov
2009-04-28 11:27 pm UTC (link)
Я хотел бы сделать красные линии чуть прозрачнее, но я не умею.

Если совсем убрать линии, неправильное внешне вообще ничем не будет отличаться от правильного. Посмотрите, как делают брендбуки, особенно разделы о неправильном использовании логотипа. Несмотря на наличие заголовка «Так делать нельзя», все неправильное перечеркивают, причем дважды. Читатель имеет право пробежаться бегло по тексту и не заметить заголовка. Красное зачеркивание недвусмысленно показывает, что «так делать совсем-совсем нельзя». А заголовок не является достаточным отличительным признаком.



В ответ вы можете предложить писать неправильное красным, а правильное зеленым. Но процентов 5-8 (по разным оценкам) мужчин не отличат одно от другого.

Следующим номером пойдет разделение на разные начертания, гарнитуры, размеры, что-то еще. Но ни один из этих вариантов не имеет естественной ассоциации с правильностью и неправильностью.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]zzmei
2009-04-29 03:44 am UTC (link)
Конечно, зачеркивание является самым недвусмысленным указанием на неправильность, с этим не поспоришь. Но, тем не менее, зачеркивать в ущерб читаемости мне кажется не совсем правильным — ведь человек должен все-таки узнать, как именно «совсем-совсем нельзя» делать. В тех же брендбуках, как правило, имеется возможность зачеркнуть так, чтобы зачеркнутое легко воспринималось.

Прозрачные линии, вероятно, решили бы эту проблему. Есть еще хороший ход с введением пиктограмм, например, галочки и крестика. Доступно, наглядно, и не зависит от цвета.

(Reply to this) (Parent)


[info]kirushkin
2009-05-02 06:43 pm UTC (link)
Хорошо, что тебе это интересно, ты знаешь, как правильно и напоминаешь нам. Никогда не задумывалась, почему именно так правильно, а теперь прочла - и, думаю, надолго запомнила. Спасибо.

(Reply to this)


[info]nuclear_marmot
2009-05-06 07:40 pm UTC (link)
А ведь в школе 95%(от балды) учащихся это казалось таким ненужным.

(Reply to this)


(11 comments) - (Post a new comment)

Create an Account
Forgot your login or password?
Login w/ OpenID
English • Español • Deutsch • Русский…